Пару веков назад ученые всерьез опасались, что молодежь столкнулась с новым недугом, который может сказаться на физическом и психическом здоровье молодых людей. Они так много времени тратили на чтение, что это явление даже получило название «читательское бешенство», или «читательская похоть».
Сегодня взрослые уже переживают по поводу того, что молодежь читать перестала. А что если выделить время и самим перечитать школьную программу? Вы удивитесь, но многие произведения предстанут в новом свете.
Вот несколько десятков фактов о писателях, их странных методах работы и новом прочтении знакомых книг. После этого мир литературы становится похожим на страну чудес, где творятся разные безумства, возможно все и где совершенно нет места скуке.
Знакомое каждому, увековеченное классиком
Отрывок из романа «Ночь в Лиссабоне», написанного Э. М. Ремарком. Книга, разобранная на цитаты разными поколениями.
Несмотря на популярность произведений автора, многие до сих пор считают, что Эрих Мария Ремарк — женщина. На самом деле писатель взял себе второе имя Мария вместо Пауль в память о любимой маме, которая рано умерла. Но не только имя вводит в заблуждение: фамилия Ремарк напоминает французскую, хотя является немецкой. Фашисты, преследуя писателя, запустили слух, что Ремарк — лишь псевдоним, образованный от настоящей фамилии, Крамер, написанной задом наперед. Фамилию Крамер носили французские евреи.
Многие слова и имена, к которым мы привыкли, выдуманы писателями
Имя Светлана придумано в 1802 году А.Х. Востоковым для героини его романcа как дань моде: в тот период многим персонажам доставались псевдорусские имена, например Добрада или Милослава. Позже В.А. Жуковский позаимствовал имя Светлана из этого романса для героини своей баллады. Произведение ждал успех, а девочек стали называть Светланами. Правда, при крещении пришлось менять имя на Фаину, Фотинию или Лукерью — эти имена тоже означали «свет», но были записаны в церковных книгах. Именно по наличию имени в церковных книгах можно определить время его появления.
Достоевский написал роман по мотиву громкого дела об убийце-интеллектуале, чтобы избавиться от долгов
Отдыхая в Висбадене, Ф.М. Достоевский за несколько дней проиграл в казино все деньги, что еще больше ухудшило его финансовое положение (тогда он сильно погряз в долгах). Потому он решает дописать роман «Пьяненькие» о жизни семьи Мармеладовых и даже ввести туда нового персонажа — бедного интеллектуала, решившегося на убийство.
У Раскольникова были черты и других реально существовавших людей, но именно дело Пьера-Франсуа Ласнера помогло создать психологический портрет главного героя. За несколько лет до этого Ф.М. Достоевский писал статью о Ласнере под впечатлением от его мемуаров, где преступник оправдывал себя как жертву общества.
Сам Ласнер родился в семье торговца, учился в нескольких колледжах, где сперва отмечали его талант в литературе, а затем исключали за правонарушения. Оставшись без денег, он стал вором и закончил жизнь на гильотине по обвинению в убийстве с целью грабежа. Его мемуары перечитывали многие, Пушкин хранил их в своей библиотеке. Ласнер часто мелькает как персонаж в различных произведениях: Гюго вспоминает его в романе «Отверженные», а «Песенка Ласнера» встречается в романе Бальзака «Провинциальная муза».
Если у вас плохой почерк, то это не повод ставить крест на успешной карьере в литературном мире
Слева на картинке — отрывок из рукописи романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Почерк писателя могла разобрать только его жена. Психиатр Чезаре Ломброзо считал, что так может писать только женщина легкого поведения с психопатическими наклонностями, хотя изменил свое мнение после личной встречи с писателем.
Справа — отрывок из рукописи романа «Приглашение на казнь» В. Набокова. Видно, какие метаморфозы происходили с текстом во время правки.
Слева на картинке — фрагмент рукописи Ф. Кафки, справа — стихотворение «Август — астры...», написанное на чистовике М. Цветаевой.
Слева — кусочек рукописного текста Сергея Есенина. Он был одним из немногих, кого за хороший почерк отмечали редакторы. Есть мнение, что так пишут люди с тонкой душевной организацией и покладистым характером. На картинке справа — ровный и понятный курсив Эдгара По.
Комментариев нет:
Отправить комментарий