Лабораторная работа по теме «Имя
прилагательное» 6 класс
Работа основана на анализе
текста. Учащиеся объединяются в 2 группы, у каждой – свой текст.
ОБЩЕЕ
ЗАДАНИЕ К ТЕКСТАМ
1.
Определите тип
текста (повествование)
2.
Определите тему
текста (рассказ о наступлении весны)
3.
Согласитесь с утверждением или опровергните
его: все ИП текста являются эпитетами. Какую роль они(эпитеты) играют в тексте?
(не все: перелётные птицы, лесные
тропинки... Эпитет – средство выразительности)
4. Выпишите словосочетания существительное +
относительное ИП в значении
качественного. Обоснуйте своё мнение. (хрустальный звон, серебряные ручейки)
5.
Распределите ИП
текста в группы по разрядам. Какой разряд отсутствует в тексте? (притяжательные)
6.
Задание «Редактор».
ИП играют особую роль в тексте. С помощью их создается яркая
образная картина. Оттого, какие мы используем ИП, зависит настроение,
тональность текста.
Попробуйте, заменив ИП в тексте (или в 2-3 предложениях), передать другие
чувства.
Текст для группы 1.
В апреле
последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет
пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев (смоляные,
смолистые) душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль (пуганые, пугливые) жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса над (болотным, болотистым) краем.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (По И. Соколову-Микитову)
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль (пуганые, пугливые) жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса над (болотным, болотистым) краем.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (По И. Соколову-Микитову)
ЗАДАНИЯ
1. Озаглавьте текст, используя качественные ИП. (Ранняя весна)
3. Раскройте скобки и выберите подходящий по смыслу
пароним. Объясните свой выбор. (смолистые
почки, пугливые жаворонки, болотистый край)
3.Найдите ИП, в
которых можно неверно поставить ударение. Обсудите в группе. (смоляные, невидимые)
Текст для группы 2.
Настоящая
весна приходит с середины марта. Звонче стала капель, с крыш течет, свисают
длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных
тропинках проваливается под ногами колючий снег, сугробы стали глубже .
На юге уже цветут сады. Армия перелетных
птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь.
Первые ближайшие гости — грачи. В
старых парках на очень высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и
гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые,
самые смелые и быстрые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом серебрянные ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумнейший месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (По И. Соколову-Микитову)
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом серебрянные ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумнейший месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (По И. Соколову-Микитову)
ЗАДАНИЯ
1. Озаглавьте текст, используя относительные ИП (Весенние приметы)
2. Найдите ошибку в употреблении степеней сравнения
ИП. Определите синтаксическую роль этих ИП. (самый шумнейший; определения)
3.
Согласитесь с утверждением или опровергните его: слова звонче и радостно (2, 3 предложения текста) являются краткими ИП. Обоснуйте
своё мнение. (это не прилагательные, отвечают на вопрос «как?», зависят от глаголов )
Комментариев нет:
Отправить комментарий