Поиск по этому блогу

Страницы

среда, 7 ноября 2018 г.

Лабораторная работа


Лабораторная работа по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Работа основана на анализе текста. Учащиеся объединяются в 2 группы, у каждой – свой текст.
                                  
ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ К ТЕКСТАМ

1.     Определите тип текста (повествование)
2.     Определите тему текста (рассказ о наступлении  весны)
3.      Согласитесь с утверждением или опровергните его: все ИП текста являются эпитетами. Какую роль они(эпитеты) играют в тексте? (не все: перелётные птицы, лесные тропинки... Эпитет – средство выразительности)
4.     Выпишите словосочетания существительное + относительное ИП в  значении качественного.  Обоснуйте своё мнение. (хрустальный звон, серебряные ручейки)
5.     Распределите ИП текста в группы по разрядам. Какой разряд  отсутствует в тексте? (притяжательные)
6.      Задание «Редактор».
ИП играют особую роль в тексте. С помощью их создается яркая образная картина. Оттого, какие мы используем ИП, зависит настроение, тональность текста.
Попробуйте, заменив ИП в тексте (или в 2-3 предложениях), передать другие чувства.
Текст для группы 1.
   В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые  ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев (смоляные, смолистые) душистые почки.
      Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль (пуганые, пугливые) жаворонки.
      Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса над (болотным, болотистым) краем.
      Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли.       (По И. Соколову-Микитову)
ЗАДАНИЯ
1. Озаглавьте текст,  используя качественные ИП. (Ранняя весна)
3. Раскройте скобки и выберите подходящий по смыслу пароним. Объясните свой выбор. (смолистые почки, пугливые жаворонки, болотистый край)
3.Найдите ИП,  в которых можно неверно поставить ударение. Обсудите в группе. (смоляные, невидимые)


Текст для группы 2.

     Настоящая весна приходит с середины марта. Звонче стала капель, с крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег, сугробы стали  глубже .
        На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые  ближайшие гости — грачи. В старых парках на очень высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые, самые смелые и быстрые жаворонки.
      С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом серебрянные ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумнейший месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (По И. Соколову-Микитову)

ЗАДАНИЯ
1. Озаглавьте текст, используя относительные  ИП (Весенние приметы)
2. Найдите ошибку в употреблении степеней сравнения ИП. Определите синтаксическую роль этих ИП. (самый шумнейший; определения)
3. Согласитесь с утверждением или опровергните его: слова звонче  и радостно (2, 3 предложения текста) являются краткими ИП. Обоснуйте своё мнение.  (это не прилагательные, отвечают на вопрос «как?»,  зависят от глаголов )






Комментариев нет:

Отправить комментарий