Временное и вечное в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
1.Общеобразовательная: Систематизировать
знания учащихся,
совершенствовать навыки анализа литературного
произведения.
2 Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и
идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному
явлению действительности, развивать навыки самостоятельного мышления,
самоанализа, самоорганизации.
3 Воспитывающая: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию
учащихся; формировать у десятиклассников нравственные качества личности,
активную жизненную позицию.
Тип урока: урок открытых мыслей.
Основные методы обучения.
Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.
Методы организации и осуществления
учебных действий:
словесный
– беседа, чтение наизусть, инсценировка отрывков романа; наглядный –
репродукции картин; аудиовизуальный - использование музыкальных произведений,
видеоролик;
проблемный
– коммуникативно – ситуативные упражнения, творческая работа.
Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.
Приемы: диалог, беседа, дискуссия, создание проблемной ситуации, работа с текстом по
вопросам.
У жизни нет черновиков
Жизнь пишем набело с рожденья.
Л.
Сорокин
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя:
Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба.
По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к
себе интерес и внимание у читателей последующих поколений.
Идет уже второе столетие "жизни" романа
Тургенева «Отцы и дети». Именно "жизни", потому что его читают, герое
продолжаются споры. В чем причина этого? В вечных проблемах, которые волнуют не
одно поколение. Вот сегодня мы поговорим об этом.
II Мотивационное начало. Выход на тему урока.
1 Беседа:
1)Роман
не богат событиями. А в чем же его особенность?
(
Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Тургенев ищет ответ на вопрос - продуктивна
ли та общественная сила, представителем которой выступает главный герой Евгений
Базаров, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России).
2)
О чем писал свой роман Тургенев?
А) О дружбе ( Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)
-
Что привлекало Аркадия в Базарове?
-
Что такое дружба в вашем понимании?
- Как
относится к дружбе Базаров?
Б) О вечной проблеме отцов и детей. ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий
Иванович Базаров)
-
Как Николай Петрович пытается понять сына?
-
Как относятся родители Базарова к сыну?
- Как
относится Базаров к родителям?
В
романе понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определённый
политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.
В) О сложности человеческих
взаимоотношений.
(
Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
- Что является предметом спора Павла Петровича и
Базарова?
а) аристократизм;
б) искусство;
в) наука;
г) общественный строй;
д) русский народ;
е) пути переустройства мира;
ж) природа.
Г)
О роли прогресса в жизни человека.
(Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта
между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами).
Д) О семейных отношениях (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя)
Е) ) О гармонии природы и человека. (Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя,
свою жизнь, человека как часть природы ).
Ж) О любви.( Любовь — вечное чувство, оно приходит, не
спрашивая, и уходит, не предупреждая).
Страницы
романа пронизаны духом любви.
Любовь...
Что это такое? (Чувство, вдохновляющая
сила, домашний очаг, радость и разочарованье, самые серьезные уроки
жизни).
На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить
несколько разных типов любви:
1)
Любовь родительская и сыновья (Николай Петрович и Аркадий,
Базаров
и родители)
2)
Любовь братьев Кирсановых к Фенечке (Николай Петрович любит простодушно, эта
любовь чиста, Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не
понимает, что его привлекло в Феодосье. В бреду
Павел Петрович восклицает: « ах, как я люблю это пустое существо!»
3)
Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
4)
Отношения Аркадия и Кати.
5)
Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
З) О смысле жизни.
III Актуализация опорных знаний. Работа над содержанием
романа.
Первая
часть романа
1.
Марьино. Усадьба Кирсановых.
Первое знакомство с героями, изложение
ими своих взглядов.
(
Слайды № 3 - 10 )
2.
Инсценировка « Он нигилист»
3.
Беседа:
-
Что мы знаем о Базарове? ( нигилист, умный человек, не признает любви, не
признает поэзию, ценит только науку.)
-
Назовите научные и философские взгляды Базарова:
(
Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе...
Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не
станет заниматься каждою отдельной берёзой)
-
Назовите политические взгляды Базарова:
(«Русский
человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
«Аристократизм, либерализм, прогресс,
принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому
человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В
теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем»
«Нравственные болезни происходят от дурного
воспитания. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при
правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или
умён, зол или добр»).
-
назовите Эстетические взгляды Базарова:
(«Порядочный
химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
«И
природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник…»
«Рафаэль
гроша медного не стоит…»)
- Существуют
ли в этом мире какие- либо несомненные ценности для Базарова? (Для Базарова
такая ценность лишь сила человеческого духа).
- Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ
(от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов,
моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
(Большой
энциклопедический словарь)
Вторая
часть - проверка героев и их идей
жизнью.
1. Бал у губернатора, Кукшина и Ситников, в
имении Одинцовой, испытание любовью ( Слайд № 11 – 21)
2
Беседа:
-
Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет.
(Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и
поклонения.)
3.
Инсценировка «Объяснение в любви»
4
Дискуссия:
-Что
же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только
красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и
сильного.)
-
Значит «романтика существует»? Да, и
Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка
характера. (Вот оно, испытание любовью!)
- Как
вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это
расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает
великие души»)
Сам
Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же
глазах любовь его возвышает. Базаров
становится нам ближе, человечнее.
- Давайте
попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?( Глубокая, сильная,
мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание,
страдание, пытка...)
-
Что лежало в основе отношений Одинцовой к Базарову?
Любопытство → заинтересованность →
увлечение.
-
Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова?
(«Нет,
- решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить,
спокойствие все-таки лучше всего на свете»).
Вывод:
Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её
независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека
вечной загадкой.
Третья часть романа « Подведение итогов»
1.
Имение Базарова. Марьино. Дуэль. (Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух
сторон. Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного
круга, были приняты у дворян
– Почему Павел Петрович
не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?
– Что же тогда послужило
внешним предлогом для дуэли?
2.
Изменение мировоззрения героя, смерть. ( Слайды № 22 – 25)
Беседа:
-
Зачем перед смертью Базарову нужна последняя встреча с Одинцовой? Ведь раньше
он не признавал высоких чувств? ( Любит по- настоящему, не хотел умереть не
простившись)
3.
Работа с учебником «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»
Чтение
по ролям.
4
Видеоролик « Жар и пепел»
5
Работа над текстом эпилога.
Финальные
строчки романа звучат как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь.
6
Чтение отрывка наизусть ( Неужели любовь, святая, преданная любовь не
всесильна….)
7
И.С.Тургенев о Базарове ( слайды № 26 – 27)
-
Почему автор закончил роман смертью героя? ( преждевременность появления,
отсутствие союзников, одиночество)
IV Итог урока
Что
на сегодняшнем уроке вы для себя уяснили?
- Нельзя все отрицать, нельзя отказываться от
положительного опыта, если отрицаешь, то предлагай что – то взамен.
- чувство долга перед родителями
-
переосмысление основных жизненных ценностей
V Домашнее
задание. Сочинение ( по выбору
учащихся)
1. Жанр. Статья
«Я нужен России... Нет, видно, не
нужен"... Нужны ли Базаровы России?
2.
Жанр. Сочинение -эссе
В чём я вижу современность романа И. С.
Тургенева «Отцы и дети»?
3.
Жанр сочинения. Дневник
Дневник
Евгения Базарова.
4.
Жанр сочинения. Письмо.
Письмо
Евгению Базарову
VI Заключительное
слово учителя
Закрыта
книга…Белые страницы,
Сомкнувшись
накрепко, не шелестят,
Но
мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то
вдаль без устали летят.
Свое
волнение в душе не скрою,
Вновь
образы из памяти зову,
И
светлый мир тургеневских героев
Встает
передо мною наяву.
Героев
радости и огорченья,
Боль
отреченья и любви слова.
Здесь
в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает
мысли каждая глава.
Жизнь
тороплива, не стоит на месте,
Мир
переменчив каждый день и час,
Но
вечные вопросы долга, чести,
Любви,
добра всегда тревожат нас.
И
я страницу открываю снова,
Вновь
вчитываюсь в строчки, не спеша.
И
в светлый мир тургеневского слова
Погружена
опять моя душа…
- От души желаю вам, ребята, новых встреч с
книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий